В схема-терапии присутствуют следующие компоненты:
• Психообразование. Специалист информирует клиента о том, что такое схемы, режимы и копинги, какие используются техники и прочее.
• Терапевтический план и концептуализация проблемы. Специалист совместно с клиентом оценивает наличие схем, механизмов защиты и режимов, формулирует понимание проблемы, план действий.
• Конкретные поведенческие цели. Терапевтическая работа направлена на формирование желательных для клиента видов его поведения, которые являются основным критерием успешной терапии.
• Направляемое открытие. Специалист не диктует, что делать клиенту, не решает жизненные проблемы клиента, а с помощью вопросов помогает клиенту самому открыть решение.
• Когнитивные техники. Используя различные техники, клиент учится относиться к своим схемам как к следствию своего развития, а не как к фактам, находит доказательства, что схемы не верны.
• Эмоционально-фокусированные техники. Терапевтическая работа направлена на изменение убеждений на уровне эмоционального опыта. Используя воображение, выражаются те эмоции, которые испытываются по отношению к произошедшему с клиентом в детстве. С помощью воображения клиенты учатся определять и самостоятельно удовлетворять свои потребности.
• Поведенческие техники. Клиент учится реагировать на жизненные ситуации адаптивно, так, чтобы его поступки не поддерживали работу схемы. Новое поведение репетируется на сессии и тренируется в рамках домашнего задания.
• Домашнее задание. Между сессиями клиент совершает самостоятельную работу, реализуя терапевтический план, выполняя техники, создавая у себя новые навыки и новый опыт.
• Обратная связь. Специалист запрашивает у клиента обратную связь о происходящем на сессии. Специалист также даёт обратную связь и может в ограниченных пределах рассказать о своём опыте и чувствах, если это имеет отношение к цели работы.