Психолог обязательно будет задавать неприятные вопросы?

Кому-то важна безоговорочная поддержка со стороны психолога, кто-то считает, что без дискомфорта невозможно решение проблем. Кто-то испытывает стыд, кто-то злость при знакомстве со своими собственными эмоциями и мотивами – злость на себя самого или, возможно, и на специалиста. Обязательно нужно затрагивать события и отношения из прошлого, которые мне даже вспоминать неприятно? Всегда ли неприятные эмоции сопровождают диагностику проблемы и терапию?

Клинический психолог Софья Тимошенко предлагает посмотреть на вопрос с другой точки зрения.

«Представьте, пожалуйста, что у вас назревает фурункул. Болит, ноет, температура может подняться, вам плохо физически. Можно его попытаться не замечать какое-то время, прикладывать мази, но очаг воспаления останется. В депрессии то же самое: важно разобраться в причине. Иногда для того, чтобы появились силы смотреть, разбираться в причинах и вспоминать то, что не хочется, нужно время и поддержка врача-психиатра. Любая работа с психологом эффективна тогда, когда есть готовность к этой работе».

Психолог не осуждает и не хвалит клиента, он помогает ему разобраться в собственных реакциях на те или иные события, научиться действовать иначе в каких-то обстоятельствах, и стать со временем психологом самому себе. При этом психолог признаёт и старается понять любые чувства клиента, и вы без стеснения можете сообщать, что вам неприятно отвечать на тот или иной вопрос, думать о том или ином событии.

Есть ли у психологов способы сделать разговор менее травматичным?

«Да, важно договариваться со специалистом об уровне своей готовности идти в ту или иную тему. Задача специалиста – помочь вам с учетом ваших ресурсов», – говорит Софья Тимошенко.