После сессии у психолога стало только хуже. Это нормально?

Нередко работа с психотерапевтом предполагает обсуждение трудных тем. Событий, в которых мы не нравимся сами себе. Моментов, когда люди или обстоятельства обошлись с нами небережно, оставив подчас глубокие травмы. Психолог не осуждает и не оценивает клиента. Клиент часто оценивает себя сам или вспоминает оценки значимых для него людей, заново проживает травмирующие воспоминания во время сессии. И задачей психолога является создать бережную поддерживающую обратную связь, которой очень не хватало в свое время клиенту.

Клинический психолог МНС Софья Тимошенко нередко встречается с тем, что в прошлом у клиента есть какой-то негативный опыт работы с психологом или участия в психологических группах.

«Безопасность и бережность подхода к клиенту сильно зависит от многих факторов, особенно от квалификации психолога или тренера группы. И тогда, после неприятного опыта, очень сложно идти повторно к психологу, потому что уже есть ощущение небезопасности общения. Важно говорить о своих состояниях. Если вы чувствуете, что специалист вас не слышит, то лучше найти «своего», которому вы будете доверять и почувствуете готовность идти в трудные темы».

Специалист может в рамках своей специализации и подхода опираться на различные доказательные методы работы, чтобы облегчить трудный разговор. Иногда «на глубину» стоит заходить постепенно, прислушиваясь к собственным реакциям. Иногда проработку травмирующего воспоминания можно отложить до момента, когда вы будете к нему готовы. Любой шаг предварительно специалист с вами будет согласовывать.

Человек, уже получивший негативный опыт, может опасаться: «На сессии мы расковыряем все мои раны, но после этого психолог спокойно пойдет домой, а я буду мучиться».

Софья Тимошенко комментирует:

«Очень важно давать специалисту обратную связь. Рассказывайте, как вам было с ним в работе. К сожалению, специалисты хоть и научены быть внимательными к состоянию клиента, но не могут прочитать мысли. Поэтому обратная связь – ключевой момент. Предельная честность в отношении себя и своего состояния после сессии поможет специалисту быстрее сориентироваться, как облегчить ваше состояние и закрыть сессию экологично. Также психолог может дать рекомендации по домашнему заданию, дать техники эмоциональной регуляции».

Но, конечно, в случае, если психолог в ответ на обратную связь клиента отрицает его чувства в духе «вам не может быть настолько больно», заявляет: «А что вы хотели, для достижения результата придется потерпеть» или, тем более, возлагает вину в жанре «вы это заслужили и сами виноваты», – имеет смысл сразу дать обратную связь специалисту. А убедившись, что вам не послышалось – сообщить в ассоциации, в которые он входит, и в клинику или центр, с которыми психолог сотрудничает. В частности, в МНС любое обращение тщательно рассматривается, чтобы выяснить, что произошло, оказать помощь и скорректировать работу.