Мотивационное интервью: что это и зачем?

Читая про психолога, в каких подходах он практикует, иногда можно встретить “Мотивационное Интервью” (МИ). Но что это такое?
Рассказывает клинический психолог МНС Евгений Сапрыкин, успешно применяющий мотивационное интервью в работе с клиентами.

Не терапия, а стиль диалога

Этот стиль психологического консультирования изначально разработали психологи У. Р. Миллер и С. Роллник для людей с проблемным употреблением психоактивных веществ. Но затем МИ стали широко использовать для поведенческих изменений в любых сферах жизни.

Его нельзя считать видом психотерапии. В нём нет определенного формата и длительности встреч, нет упражнений и домашних заданий. МИ может проводить психолог, психиатр, кардиолог, тренер по фитнесу, друг, родитель – кто угодно. Оно может длиться 10 минут или несколько лет. Это стиль диалога, который создает у собеседника пространство самопознания и свободного выбора. МИ – как операционная система, в которой можно запускать остальные «приложения» – психотерапию, коучинг, тренинг.

Амбивалентность

Обычно, когда человек думает об изменениях, у него уже есть аргументы за и против. Когда он их обдумывает, то после каждого аргумента следует «НО». Человек не приходит к решению, и в итоге сохраняется статус-кво. В этом состоянии амбивалентности человек может находиться годами.

Автономия и “сопротивление”

Когда человек в состоянии амбивалентности начинает говорить о своей проблеме с кем-то, как правило он встречает советы: «надо отдыхать!», «уходи от абьюзера!», «нужно делать упражнения!». Эти советы по замыслу должны побудить человека к изменениям, но выходит только хуже: человек начинает ещё сильнее защищать статус-кво, воспринимая советы как вторжение в его жизнь. И это хорошо! Защитить своё право на автономию, на самоопределение необходимо для сохранения самой личности. А сопротивление принуждению – это признак психического здоровья!

Выпрямительный рефлекс

Экспертность и здравый смысл – это ловушки, в которые мы попадаем, желая помочь другим. Мы легко приходим к заключению, что именно нашему собеседнику надо изменить в жизни. Делай раз, делай два! Но именно это отбрасывает человека назад. Эта реакция консультанта называется «выпрямительный рефлекс». Это автоматическая реакция, но её можно учиться осознавать и не давать ей ходу.

Выпрямительный рефлекс можно заметить, например, по таким признакам:
▪есть предрассудок, к каким изменениям собеседник должен прийти (перестать употреблять наркотики, закончить отношения и т.д.);
▪есть напряжение в теле, раздражение, мысль, что собеседник сопротивляется вашей помощи;
▪ваш энтузиазм по поводу изменений больше, чем у клиента;
▪вам сложно допустить, что человек после разговора может выбрать не меняться или выбрать то, что вы бы сами не выбрали.

Интервью, а не консультирование

В русском переводе мотивационное интервью часто называется «мотивационное консультирование». Это не совсем правильно. Потому что тут мы не консультируем, а именно интервьюируем, то есть извлекаем на свет собственные цели, смыслы, причины и возможности изменений человека. И затем отражаем их клиенту, чтобы он увидел всё это одновременно. Это помогает человеку пройти через лес амбивалентности и принять самостоятельное ответственное решение, которое подходит именно ему.

Легко сказать, но трудно сделать

Дух мотивационного интервью легко понять. Но есть много нюансов того, как это делать (см. книжку «Мотивационное консультирование. Как помочь людям измениться»). К тому же даже базовый навык обуздания своего выпрямительного рефлекса требует годы тренировок. Наши умы сплошь состоят из ригидных правил и желания утверждать свою самооценку эксперта, и окончательно это никогда не уходит.

Преимущества

И всё же, если учиться придерживаться этого стиля, то в этом находится огромное удовольствие. Освобождать людей от внешних требований и ожиданий, быть свидетелем их свободного выбора очень вдохновляет! Те, кто начал практиковать мотивационное интервью, часто говорят, что у них уменьшилось выгорание от профессии.

И главное, исследования показывают, что это работает для клиента. Мотивационное интервью – лучший способ найти свои ценности, подходящее решение, утвердиться в своих силах и сделать шаг к изменению.