АСТ — терапия принятия и ответственности
О методе
Терапия принятия и ответственности (acceptance and commitment therapy) — одно из направлений когнитивно-поведенческой терапии.
Этот подход имеет свидетельства эффективности для различных расстройств и типов психологических проблем. Для лечения хронической боли имеются значительные свидетельства эффективности метода («strong research support» по оценке Американской психологической ассоциации). Для таких расстройств, как депрессия, смешанные тревожные расстройства, обсессивно-компульсивное расстройство, имеются умеренные свидетельства эффективности («modest research support» по оценке Американской психологической ассоциации).
Кроме того, для ряда проблем опубликованы единичные исследования, позволяющие предположить эффективность ACT при проблемном употреблении психоактивных веществ, расстройствах пищевого поведения, расстройствах, связанных со стрессом, профессиональном выгорании, сниженном качестве жизни и др.
АСТ подход не используется в клинике МНС для помощи людям с суицидальным и самоповреждающим поведением в связи с ограниченностью данных об эффективности этого подхода и наличием доступного метода с подтвержденной эффективностью (диалектическая поведенческая терапия)
АСТ – это поведенческая терапия, имеющая теоретические основания (теория реляционных фреймов). Терапевтическая работа в этом подходе направлена на изменение реакций человека на нежелательные или пугающие мысли, чувства, воспоминания, физические ощущения.
С помощью принятия и осознанности человек учится не избегать мыслей и чувств и не привязываться к ним, вместо этого увеличивая свой фокус внимания в настоящем моменте и увеличивая психологическую гибкость.
Человек учится прояснять свои цели и ценности и в соответствии с ними совершать изменения в своём поведении.
Содержание терапевтических сессий, роли специалиста и клиента
В ACT терапии (как и в других терапиях когнитивно-поведенческого направления) присутствуют следующие компоненты:
Психообразование. Специалист информирует клиента о том, как работают психологические процессы, техники и прочее.
Формулирование проблемы и терапевтический план. Специалист совместно с клиентом исследуют проблемы, разрабатывают план терапевтической работы.
Конкретные поведенческие цели. Специалист помогает клиенту сформулировать конкретные виды поведения (навыки, привычки, действия), которые помогли бы ему двигаться к жизненным целям и ценностям. Это поведение становится целью и главным признаком успеха терапии.
Направляемое открытие. Специалист не диктует, что делать клиенту, не решает жизненные проблемы клиента, а с помощью вопросов помогает клиенту самому открыть решение.
Принятие. Специалист поддерживает клиента и не осуждает его опыт, чувства и мысли.
Поведенческое домашнее задание. Клиент берет на себя обязательства делать самостоятельную работу между сессиями, реализовывать терапевтический план, выполнять техники, создавать у себя новые навыки и новый опыт.
Обратная связь. Специалист запрашивает у клиента обратную связь о происходящем на сессии. Специалист также даёт обратную связь и может в ограниченных пределах рассказать о своём опыте и чувствах, если это имеет отношение к цели работы.