Как говорить с детьми дошкольного и младшего школьного возраста о сложных внешних обстоятельствах в мире

Рассказывает детский психолог, кандидат психологических наук Светлана Абдуллина. Текст адресован тем, кто не затронут тяжелыми событиями непосредственно, но испытывает тревогу.

Детей дошкольного возраста лучше оградить от любой сложной информации, в том числе от просмотра новостей или семейных обсуждений.
Однако оградить от всех источников информации вне дома мы не можем, поэтому поговорить об этом стоит.
Младшие школьники уже многое знают, с ними обязательно нужно разговаривать и не избегать сложных тем, но эти разговоры должны быть продуманными и спокойными.
Важно понимать, что детям часто может передаваться настроение близких людей. Необходимо по возможности стабилизировать свое состояние при взаимодействии с детьми. Тревоги и страхи маленьких детей о сложной внешней ситуации напрямую зависят от тревог и страхов родителей на эту тему.

Как организовать разговор

🔹Краткость. Разговор должен быть кратким, простым, спокойным, чем младше ребенок, тем меньше длительность и проще фразы.
🔹Понятные примеры. Мы объясняем ситуацию на примерах из сказок для дошкольников или мифов для более старших детей. Например: «Так бывает, что герои сказки конфликтуют и делают друг другу плохо. Им требуется время, чтобы помириться. Часто после завершения конфликта что-то меняется, но жизнь продолжается».
🔹Говорим о чувствах. «В такой ситуации можно испытывать страх, беспомощность, грусть, злость или ничего не испытывать, это нормально. Как себя чувствуешь ты, расскажи…». Лучше, если ребенок попробует сам назвать свои чувства, сделав выбор из предложенных вариантов или назвав свой. Дальше можно показать, что вы принимаете его чувства и поддержать: «Я понимаю, что тебе грустно, иди я тебя обниму».
🔹Мы даем ребенку почувствовать защищенность. Даем гарантию, что мы позаботимся о нем: «Близкие рядом с тобой, мы позаботимся о тебе, мы делаем все возможное для твоего благополучия».
🔹Мы говорим о временной перспективе. «Это не навсегда, это скоро закончится. Все заинтересованы в том, чтобы это закончилось как можно быстрее».
🔹Говорим об изменениях: «Жизнь изменится, что-то к чему мы привыкли, изменится, нам будет грустно от этого. Но жизнь будет продолжаться».

Как организовать жизнь

🔹Поддерживаем рутину. Важно сохранить распорядок дня и привычные ежедневные дела.
🔹Играем. Хорошо, если есть возможность поиграть или порисовать так, как хочет ребенок, это помогает переживать эмоции, а не накапливать. В игре или рисунке не ограждайте от любых проявлений эмоций. Поиграйте вместе, передав инициативу в выборе вашей роли в игре ребенку.