Каждый год в начале октября проходит международная неделя осведомленности о дислексии.

Что такое дислексия и как заподозрить, что причина трудностей ребенка в учебе – не отсутствие интереса или то, что его «педагогически запустили», а особенное, отличное от большинства, восприятие букв?

Рассказывает Ольга Титова, врач-психиатр, логопед и специальный психолог клиники Mental Health Center.

Чтение – сложный нейрофизиологический процесс. В цепочке от узнавания отдельных знаков до понимания и запоминания смысла прочитанного – множество звеньев. У большей части людей этот процесс протекает плавно и автоматически, а при дислексии, когда ребенок учится чтению, с каким-то из этих этапов у него возникают трудности. Существует целый ряд типов дислексии – частичного специфического нарушения чтения, возникающего из-за несформированности или нарушения этих нейрофизиологических ступеней навыка чтения. Проявляется оно в повторяющихся ошибках стойкого характера.

Когда можно начать думать о том, что у ребенка дислексия?

  • — с начала обучения в школе прошло больше полугода, а ему все также трудно читать;
  • — при чтении часто встречаются одинаковые ошибки: пропуски или перестановки букв, слогов, слов, повторы букв, слогов и слов, которые ребенок только что прочитал или «забегания вперед», «предвосхищения букв», чтение слова зеркально, смешения похожих по написанию букв (Т-Г, Н-П-И) или букв, обозначающих похожие звуки («c» и «ш»);
  • К какому специалисту обратиться за помощью в этом случае?

    К логопеду, так как именно специалисты этой профессии диагностируют сложности с письмом и чтением и помогают их преодолевать, чтобы ребенку было проще адаптироваться к школьной программе.

    Как я могу помочь своему ребенку?

    Прежде всего, после проведения диагностики и получения заключения специалиста поддерживать его в любых успехах, сравнивая прогресс ребенка в первую очередь с его первоначальными сложностями, фокусируя внимание на любых, даже небольших продвижениях вперед. Также полезным может быть обсуждение заключения специалиста с учителем, предоставление ему медицинских документов для возможных изменений в правилах оценки работ конкретного учащегося с дислексией.

    Какими могут быть результаты занятий?

    После логопедических занятий дислексия может быть преодолена, но возможно и сохранение каких-то ее черт и во взрослом возрасте. Однако, это не мешает быть успешным – хорошим примером этому может быть целый ряд людей, которые отмечали у себя те или иные признаки дислексии: Уинстон Черчилль, Пабло Пикассо, Альберт Эйнштейн, Никола Тесла, Стив Джобс.

    Даже если вы и ваши близкие не испытываете сложностей с чтением, это хороший повод посмотреть, как люди с этим нейроотличием воспринимают текст, по ссылке.