Схема-терапия

О методе

Схема-терапия — одно из направлений когнитивно-поведенческой терапии.
На сегодняшний день накоплено достаточное количество рандомизированных клинических исследований, а также мета-анализов, доказывающих эффективность схема-терапии.

Схема-терапия работает с устойчивыми видами поведения, комплексными травмами, а также с расстройствами личности и другими сложными формами расстройств. Схема-терапия имеет подтверждения эффективности при различных закрепленных формах поведения, нарушающих социальное взаимодействие, при расстройствах личности, комплексной травме и ПТСР, а также для различных расстройств в утяжеленной форме или усугубленной коморбидностью с расстройствами личности (депрессия, ОКР, ГТР и т.д.)

Терапевтическая работа в этом подходе направлена на изменение устойчивых форм поведения и выработку новых, более социально адаптивных, развитие психологической гибкости и эффективного реагирования на психические процессы в соответствии со своими целями и ценностями.

В этом виде терапии большую роль играет ориентация на терапевтические отношения, то есть на отношения внутри сессии между терапевтом и клиентом, для проработки и изменения травмирующего детского опыта.

Содержание терапевтических сессий, роли специалиста и клиента в схема-терапии

В схема-терапии присутствуют следующие компоненты:
Психообразование. Специалист информирует клиента о том, что такое схемы, режимы и копинги, какие используются техники и прочее.
Терапевтический план и концептуализация проблемы. Специалист совместно с клиентом оценивает наличие схем, механизмов защиты и режимов, формулирует понимание проблемы, план действий.
Конкретные поведенческие цели. Терапевтическая работа направлена на формирование желательных для клиента видов его поведения, которые являются основным критерием успешной терапии.
Направляемое открытие. Специалист не диктует, что делать клиенту, не решает жизненные проблемы клиента, а с помощью вопросов помогает клиенту самому открыть решение.
Когнитивные техники. Используя различные техники, клиент учится относиться к своим схемам как к следствию своего развития, а не как к фактам, находит доказательства, что схемы не верны.
Эмоционально-фокусированные техники. Терапевтическая работа направлена на изменение убеждений на уровне эмоционального опыта. Используя воображение, выражаются те эмоции, которые испытываются по отношению к произошедшему с клиентом в детстве. С помощью воображения клиенты учатся определять и самостоятельно удовлетворять свои потребности.
Поведенческие техники. Клиент учится реагировать на жизненные ситуации адаптивно, так, чтобы его поступки не поддерживали работу схемы. Новое поведение репетируется на сессии и тренируется в рамках домашнего задания.
Домашнее задание. Между сессиями клиент совершает самостоятельную работу, реализуя терапевтический план, выполняя техники, создавая у себя новые навыки и новый опыт.
Обратная связь. Специалист запрашивает у клиента обратную связь о происходящем на сессии. Специалист также даёт обратную связь и может в ограниченных пределах рассказать о своём опыте и чувствах, если это имеет отношение к цели работы.