О методе
Схема-терапия — одно из направлений когнитивно-поведенческой терапии.
На сегодняшний день накоплено достаточное количество рандомизированных клинических исследований, а также мета-анализов, доказывающих эффективность схема-терапии.
Схема-терапия работает с устойчивыми видами поведения, комплексными травмами, а также с расстройствами личности и другими сложными формами расстройств. Схема-терапия имеет подтверждения эффективности при различных закрепленных формах поведения, нарушающих социальное взаимодействие, при расстройствах личности, комплексной травме и ПТСР, а также для различных расстройств в утяжеленной форме или усугубленной коморбидностью с расстройствами личности (депрессия, ОКР, ГТР и т.д.)
Терапевтическая работа в этом подходе направлена на изменение устойчивых форм поведения и выработку новых, более социально адаптивных, развитие психологической гибкости и эффективного реагирования на психические процессы в соответствии со своими целями и ценностями.
В этом виде терапии большую роль играет ориентация на терапевтические отношения, то есть на отношения внутри сессии между терапевтом и клиентом, для проработки и изменения травмирующего детского опыта.
Содержание терапевтических сессий, роли специалиста и клиента в схема-терапии
В схема-терапии присутствуют следующие компоненты:
• Психообразование. Специалист информирует клиента о том, что такое схемы, режимы и копинги, какие используются техники и прочее.
• Терапевтический план и концептуализация проблемы. Специалист совместно с клиентом оценивает наличие схем, механизмов защиты и режимов, формулирует понимание проблемы, план действий.
• Конкретные поведенческие цели. Терапевтическая работа направлена на формирование желательных для клиента видов его поведения, которые являются основным критерием успешной терапии.
• Направляемое открытие. Специалист не диктует, что делать клиенту, не решает жизненные проблемы клиента, а с помощью вопросов помогает клиенту самому открыть решение.
• Когнитивные техники. Используя различные техники, клиент учится относиться к своим схемам как к следствию своего развития, а не как к фактам, находит доказательства, что схемы не верны.
• Эмоционально-фокусированные техники. Терапевтическая работа направлена на изменение убеждений на уровне эмоционального опыта. Используя воображение, выражаются те эмоции, которые испытываются по отношению к произошедшему с клиентом в детстве. С помощью воображения клиенты учатся определять и самостоятельно удовлетворять свои потребности.
• Поведенческие техники. Клиент учится реагировать на жизненные ситуации адаптивно, так, чтобы его поступки не поддерживали работу схемы. Новое поведение репетируется на сессии и тренируется в рамках домашнего задания.
• Домашнее задание. Между сессиями клиент совершает самостоятельную работу, реализуя терапевтический план, выполняя техники, создавая у себя новые навыки и новый опыт.
• Обратная связь. Специалист запрашивает у клиента обратную связь о происходящем на сессии. Специалист также даёт обратную связь и может в ограниченных пределах рассказать о своём опыте и чувствах, если это имеет отношение к цели работы.