Когнитивно-поведенческая психотерапия

Что такое когнитивно-поведенческая психотерапия

Когнитивно-поведенческая терапия (КПТ) – это форма психотерапии, объединяющая в себе техники когнитивной и поведенческой терапии. Она ориентирована на конкретную проблему и нацелена на достижение согласованных между клиентом и специалистом целей. Терапевтическая работа в этом подходе направлена на развитие психологической гибкости клиента, повышение осознанности о психологических процессах и более эффективное реагирование на них в соответствии с целями и ценностями.
Показания к проведению КПТ: психические расстройства (обсессивно-компульсивное расстройство, тревожные расстройства, депрессивные расстройства, расстройства пищевого поведения, ПТСР и др.). Показания основаны на клинических рекомендациях по терапии вышеперечисленных расстройств, которые составляются исходя из данных исследований об эффективности КПТ. Кроме вышеперечисленных расстройств, КПТ может применяться при не патологических психологических проблемах, например — снижение качества жизни вследствие повышенной тревожности, перепадов настроения, навязчивых мыслей и/или действий, прокрастинации, перфекционизма и т.п.

Некоторые метаанализы исследований эффективности КПТ

Метаанализ сравнительной эффективности семи психотерапевтических интервенций для клиентов с депрессией, 2013,
Метаанализ «Лечение панического расстройства с агорафобией и без», 2010
Метаанализ «Эффективнее ли КПТ, чем другие методы психотерапии», 2010.

Противопоказания и ограничения

Противопоказаний к КПТ не выявлено.

Обратите внимание, что нет достаточных данных, что КПТ эффективна при суицидальном и самоповреждающем поведении, при пограничном расстройстве личности, при расстройствах психотического спектра. В этих случаях могут быть рекомендованы другие методы помощи (психотерапевтический и/или медикаментозный).
Проведение КПТ не исключает возможности прохождения фармакотерапии (за некоторыми исключениями) и/или другого вида психотерапии.

Компоненты КПТ

На психотерапевтических приёмах присутствуют следующие компоненты (интервенции):
Психообразование. Специалист информирует клиента о методе, расстройстве клиента, биопсихосоциальной модели, применяемых и планируемых интервенциях;
Терапевтический план и концептуализация проблемы. Специалист совместно с клиентом оценивает наличие биологической предрасположенности и релевантного проблеме прошлого опыта, глубинных убеждений и условных правил, модифицирующих факторах и триггерах, компенсаторных стратегий. Далее, формулируются понимание проблемы, терапевтические цели и план действий.
Формулирование конкретных поведенческих целей. Терапевтическая работа направлена на формирование желательных для клиента видов его поведения, которые являются основным критерием успешной терапии.
Направляемое открытие. Специалист не диктует, что делать клиенту, не решает жизненные проблемы клиента, а с помощью вопросов помогает клиенту самому открыть решение.
Когнитивные техники. Используя различные техники, клиент учится относиться к своим глубинным убеждениям, как к следствию своего развития, а не как к фактам; находит доказательства, что глубинные убеждения и/или условные правила не верны.
Поведенческие техники. Клиент учится реагировать на жизненные ситуации адаптивно, так, чтобы его поступки не поддерживали условные правила и глубинные убеждения. Новое поведение репетируется на сессии и тренируется в рамках домашнего задания.
Самостоятельная работа. Между сессиями клиент проводит самостоятельную работу, реализуя терапевтический план, выполняя техники, создавая у себя новые навыки и новый опыт.
Обратная связь. Специалист запрашивает у клиента обратную связь о происходящем на сессии. Специалист также даёт обратную связь и может в ограниченных пределах рассказать о своём опыте и чувствах, если это имеет отношение к цели работы.

Index