Что такое когнитивно-поведенческая психотерапия
Когнитивно-поведенческая терапия (КПТ) – это форма психотерапии, объединяющая в себе техники когнитивной и поведенческой терапии. Она ориентирована на конкретную проблему и нацелена на достижение согласованных между клиентом и специалистом целей. Терапевтическая работа в этом подходе направлена на развитие психологической гибкости клиента, повышение осознанности о психологических процессах и более эффективное реагирование на них в соответствии с целями и ценностями.
Показания к проведению КПТ: психические расстройства (обсессивно-компульсивное расстройство, тревожные расстройства, депрессивные расстройства, расстройства пищевого поведения, ПТСР и др.). Показания основаны на клинических рекомендациях по терапии вышеперечисленных расстройств, которые составляются исходя из данных исследований об эффективности КПТ. Кроме вышеперечисленных расстройств, КПТ может применяться при не патологических психологических проблемах, например — снижение качества жизни вследствие повышенной тревожности, перепадов настроения, навязчивых мыслей и/или действий, прокрастинации, перфекционизма и т.п.
Некоторые метаанализы исследований эффективности КПТ
Метаанализ сравнительной эффективности семи психотерапевтических интервенций для клиентов с депрессией, 2013,
Метаанализ «Лечение панического расстройства с агорафобией и без», 2010
Метаанализ «Эффективнее ли КПТ, чем другие методы психотерапии», 2010.
Противопоказания и ограничения
Противопоказаний к КПТ не выявлено.
Обратите внимание, что нет достаточных данных, что КПТ эффективна при суицидальном и самоповреждающем поведении, при пограничном расстройстве личности, при расстройствах психотического спектра. В этих случаях могут быть рекомендованы другие методы помощи (психотерапевтический и/или медикаментозный).
Проведение КПТ не исключает возможности прохождения фармакотерапии (за некоторыми исключениями) и/или другого вида психотерапии.
Компоненты КПТ
На психотерапевтических приёмах присутствуют следующие компоненты (интервенции):
• Психообразование. Специалист информирует клиента о методе, расстройстве клиента, биопсихосоциальной модели, применяемых и планируемых интервенциях;
• Терапевтический план и концептуализация проблемы. Специалист совместно с клиентом оценивает наличие биологической предрасположенности и релевантного проблеме прошлого опыта, глубинных убеждений и условных правил, модифицирующих факторах и триггерах, компенсаторных стратегий. Далее, формулируются понимание проблемы, терапевтические цели и план действий.
• Формулирование конкретных поведенческих целей. Терапевтическая работа направлена на формирование желательных для клиента видов его поведения, которые являются основным критерием успешной терапии.
• Направляемое открытие. Специалист не диктует, что делать клиенту, не решает жизненные проблемы клиента, а с помощью вопросов помогает клиенту самому открыть решение.
• Когнитивные техники. Используя различные техники, клиент учится относиться к своим глубинным убеждениям, как к следствию своего развития, а не как к фактам; находит доказательства, что глубинные убеждения и/или условные правила не верны.
• Поведенческие техники. Клиент учится реагировать на жизненные ситуации адаптивно, так, чтобы его поступки не поддерживали условные правила и глубинные убеждения. Новое поведение репетируется на сессии и тренируется в рамках домашнего задания.
• Самостоятельная работа. Между сессиями клиент проводит самостоятельную работу, реализуя терапевтический план, выполняя техники, создавая у себя новые навыки и новый опыт.
• Обратная связь. Специалист запрашивает у клиента обратную связь о происходящем на сессии. Специалист также даёт обратную связь и может в ограниченных пределах рассказать о своём опыте и чувствах, если это имеет отношение к цели работы.